Вторник, 26 ноября 2024

ЦБ

$ 103.79

108.87

BRENT

$ 73.42

/

7620

RTS

737.79

16+

+16

  • 21 июня 2024 15:05
  • Новость
На правах рекламы
На правах рекламы

«Томичи будут жить в современном комфорте»: бизнесмен Николай Прытков рассказал о новом для Томска кластерном и мультиформатном строительстве


Лента новостей

Предприниматель рассказал, каким он видит образ города будущего.

Николай Прытков

Преображать мир обычно удается тем людям, которые способны одновременно мечтать о маловероятном и упорствовать в реализации своей идеи. Именно таким человеком выглядит собеседник «БФМ-Томск» Николай Прытков. 41-летний председатель регионального отделения общественной организации «ОПОРА РОССИИ», бизнесмен, юрист и экономист решил строить в Томском районе цифровизованные микрогорода по принципу шаговой доступности – на 20-30 тысяч жителей в мультиформатном варианте и на 3 тысячи в кластерном. Предприниматель рассказал изданию, почему такие проекты дадут местной молодежи альтернативу переезда в другие регионы и что он реализует уже сейчас.

- Николай, как Вы пришли к идее возводить ультрасовременные малоэтажные микрорайоны по принципам нового урбанизма - с самодостаточной экосистемой, где будет все необходимое не только для проживания, но также для работы, саморазвития и отдыха? 

- К этой мысли меня привел долгий путь, который я прошел, занимаясь разными видами деятельности, связанными с жильем. Создавать комфорт в домах я начал еще в детстве. Мой отец - художник-резчик, я рос в столярке, работал руками, там все зародилось. Году в 2013 решил масштабировать бизнес. Организовал цех на 600 квадратах. Командой до 20 мастеров мы создавали красоту в богатом стиле – оформляли интерьеры погонажными изделиями, лестницами и мебелью. Но потом рынок пошел в сторону корпусной мебели. Наши заказы стали нерегулярными, аренда была дорогая, в это стрессовое время мы пытались крутиться как белка в колесе. Как раз тогда появились стили хайтек, минимализм. Столярка совсем просела. Дизайнеры заняли нишу посредника. Теперь клиенты начали сначала приходить к ним. Мне было непонятно, откуда взялись бешеные агентские: я занимаюсь производством, зарабатываю столько же, сколько они просят процент. Зачастую дизайнеры предлагали людям продукт по принципу «так проще»: процесс изготовления из дерева долгий, при этом есть чуть ли не готовая мебель, ее можно просто купить и вставить в интерьер. Вот тогда я пересмотрел свой подход и решил «взять выше» дизайнеров. Году в 2018 переориентировался на малоэтажное строительство. Много про него читал, когда оно еще не было так популярно. Потом заметил, что ИЖС набирает обороты. Наблюдал за бизнесменом, который в Самаре построил 200 домов, затем 300. В такой бизнес как раз входят разные этапы, включая дизайн интерьера.

- Это был тот поворотный этап, когда Вы переориентировались именно на строительство?

- Да, но сначала я выступал в роли конечного подрядчика: кто-то проектировал, строил, отделывал, я со всеми взаимодействовал. Как финишный монтажник устранял недочеты. Мы с коллегами все подгоняли: там мебель не встала, там лестница сварена криво, каждую ступеньку подпиливали под уровень стены. То есть, я понимал, какова проблематика на самом последнем этапе. Пришла идея создавать дома и уже при строительстве учитывать все эти моменты, ведь, когда проект делают разные люди, потом каждый списывает вину за недочеты на другого. Вот мне и подумалось: лучшее решение – подходить к делу по принципу единого окна. Если я беру на себя ответственность, то и отвечаю за все - от создания строительного проекта до установки мебели. Именно поэтому свою фирму я назвал PRYTKOV HOUSE – это отражает ту самую концепцию: отвечаю своей фамилией, репутацией.

На новом уровне мы оказались к 2023 году: стали сами строить как подрядные организации. Партнеры ко мне пришли из практики. Стал подтягивать на свои объекты людей, про которых уже знал: они мастера и со мной сработаются. Нужны проектировщики, архитекторы – беру на подряд. Мои бригады в комплексе делают и отделку, и кухню, и прочее. Заказчики не видят проблем: если они и возникают, мы внутри все решаем. 

Сегодня я захотел установить партнерские отношения и с агентствами недвижимости. Или создать свое. Потому что работаем, условно, с двумя продуктами. Во-первых, люди заказывают строительство на своей земле или мы ее им подыскиваем. Во-вторых, я сам покупаю ликвидные участки, где есть газ. Анализирую, накладываю типовые решения. Хочу создать свой шоурум, как сейчас делают многие застройщики: в отдельном доме посадить менеджеров, проектировщиков. 

Наращиваю объемы работ, начал реализовывать проект с урбанистикой, благоустройством. Это будет небольшой микрорайон в Зональненском поселении совершенно нового для Томска типа – со всем необходимым для комфорта, в том числе с инфраструктурой для отдыха и занятий спортом. Уже завершил черновую планировку квартала на 1.8 га, где размежевал 20 участков по 810 м². Предусмотрел единый архитектурный стиль в одноэтажном исполнении, потому что не только функциональность, но и эстетика очень важна. Локация удобная, в 15 минутах езды от города, и красивая, имеется даже пруд. Дальше делаю геологические изыскания и топографическую съемку. Параллельно прохожу аккредитацию в банках для возможности приобрести всем желающим дом в ипотеку с господдержкой. Под сельскую ипотеку район подходит, под семейную ипотеку на строящееся или готовое жилье тоже.

В перспективе хочу в таких проектах выстраивать свои клиники. Все должно соответствовать идее полезного досуга и здоровья, которое будет мониториться заблаговременно, а не после того, как ты уже слег.  

- На какие проекты, реализованные в других регионах, Вы ориентируетесь?

- Кое-где действительно уже есть поселки в одном стиле, реализованные малоэтажные решения. Например, челябинский спутник «Эльтаун», который строил Василий Курбатских. Или возведенный предпринимателем Владимиром Седовым город Доброград. Хочется того же: живу там, где могу выйти из дома и покататься на лыжах, с семьей погулять, никуда не выезжая. Сейчас у нас в Томске такой возможности нет. Нужен туристско-рекреационный кластер со снегоходами и прочим. Тут же и формат саморазвития. Какой-то зал, где периодически выступали бы интересные спикеры. Важно, чтобы в современном микрорайоне также было, с кем пообщаться в свободное время, жил примерно такой же контингент, от которого не придется ограждаться заборами по 3 метра. Чтобы хотелось пойти в ближайшую кафешку, где сидят соседи – допустим, предприниматели, с ними обсудить общую тему.

Еще сейчас озвучивают статистику: из-за пандемии много разных специалистов перешли на удаленку, зародился тренд – молодежь на дистанте ищет себе комфортное место проживания. Чтобы там можно было и поработать, и отдохнуть, речь идет о кластерных застройках. Несколько таких микрорайонов появилось в Подмосковье. Молодые люди будут переезжать с места на место, не оформляя в собственность дома. Хочется подловить эту тенденцию и создать в области до 3 таких микрорайонов, как получится.

Запрос в Томске на это есть. Например, здесь много айтишников. Хочется создать для них ценность, чтобы они не уезжали, а, наоборот, переселялись сюда. Знаю, что эти люди готовы объединиться. Я как-то беседовал с IT-специалистами, они сказали: «У нас зарплата хорошая. Мы можем себе позволить уборщицу, но для ее проживания нужно отдельное помещение. Рядом с пространством, где мы можем попить кофе, пообщаться с единомышленниками. Необходим коворкинг. То есть, мышление людей меняется, мы неизбежно движемся к другому подходу.

- На какое количество жителей будут рассчитаны микрогорода нового типа?

- Думаю, тысяч на 20-30, если подойти мультиформатно. Но, если смотреть кластерно, то 3 тысячи население может быть. Подобное раньше пытались строить под себя некоторые крупные фирмы, но у них не получалось, потому что не было подходящих компетенций и специалистов. А сейчас можно такие идеи обсуждать даже на этапе проектирования. Например, сказать власти: вот есть айтишники и мы - создатели концепции, застройщики. Выделите нам землю, переведите ее в нужное назначение, мы разработаем и создадим. Область станет получать налоги, ребята будут жить в комфорте, мы заработаем деньги, все выиграют. 

- Если выигрывают все, то почему до сих пор в Томске нет подобных проектов? 

- Потому что для их реализации нужно менять устоявшуюся систему, она в нашем регионе своеобразная. Например, я уже подыскал некоторые участки, но многие из них принадлежат не городу, не району, а частникам. Есть даже собственники, готовые развивать территории, но у них земли сельхозназначения. Считаю, что надо объединять людей, которые в свое время получили участки или паи и теперь владеют многими гектарами, но по закону сделать с ними почти ничего не могут. Чтобы присвоить земле нужный статус, порой требуется годами пробиваться через бюрократию. Делается мастер-план, потом план межевания, надо защитить концепцию, все это сложно. Вот поэтому у нас и продуктов-то нет подобных хороших, ведь для инвестора и застройщика это долгий путь. Зато в других регионах чуть ли не полуготовые варианты с аукциона берут, тут же чиновники идут на контакт, переводят землю под жилую застройку, вырастают современные микрорайоны. Хотелось бы, чтобы наши власти вмешались и ускорили этот процесс, область или регион должен пойти навстречу – что-то докрутить в законе, поменять градостроительные нормы.

Сейчас, как минимум, земля должна находиться в границах населенных пунктов. Свободных и при этом ликвидных вариантов мало, и как раз они, в основном, сельхозназначения. Под ИЖС я смог подобрать несколько подходящих - с электричеством, газом.

- Почему в соседних регионах реализуют другие подходы к строительству?

- Там структура иная: есть институт генплана. В прежние времена обычно делали градостроительное планирование на 10 лет. Внутри этой схемы, например, в Кемерове принялись создавать «город в городе». И набережную новую строят - насколько я понимаю, это было продумано заранее, заблаговременно отведена земля под прописанные цели. Почему-то этого нет у нас: разрозненно строили кто где, здесь многоэтажку поставили, там еще что-то, тут же исторические дома, такой разнобой. То есть, в плачевном состоянии не только ИЖС. При этом в 2020-м году президент подписал 494-й федеральный закон о комплексном развитии территорий. В нем определены стандарты, разработанные на базе урбанистики с учетом принципа шаговой доступности. Там четко прописаны критерии комфортной жизни человека относительно малоэтажного строительства, среднеэтажного и центрального. Это надвигающиеся тренды, которые другие субъекты уже подхватили, а в нашей области еще нет ни одного соответствующего проекта. 

- Отвечающие новым запросам микрорайоны должны появляться и в пригороде, и в Томске? Где они сконцентрируются в будущем?

- Я разделяю такое мнение: старые города, уже созданные, не соответствуют новым критериям мультиформатности и соответствовать не смогут, ведь изначально они не так спроектированы. Ни технологии, ни цифровизация их кардинально не изменят. Например, те дороги, по которым раньше ездили лошади, просто некуда расширять. Соответственно, полноценные комфортные застройки будут появляться либо рядом с областным центром, либо чуть дальше.

- Николай, Вы упомянули новые технологии. Какие с их помощью удастся создать элементы комфорта в ЖК при успешной реализации задумок?

- Мне бы хотелось объединить жилье и искусственный интеллект. Чтобы самообразование при этом предлагалось в соответствии с твоими компетенциям - не ты бы сидел и искал информацию, которой много разной, а чтобы тебе она выдавалась сразу подходящая. Пришел домой, включил телевизор, искусственный интеллект предложил посмотреть важное, по интересам. Еще тренд - телемедицина. Будет некий врач у тебя чуть ли не в телефоне, в кармане. И важно, чтобы в новом ЖК человек чувствовал себя расслабленно: наблюдающий за ним ИИ вовремя подскажет, что лучше сделать. 

Еще одна развивающаяся тенденция – экология производства. Мне кажется, труд скоро переложат на роботов, они будут работать где-то удаленно. Если раньше у нас все строилось в одном месте, то теперь нужно заранее предусматривать процессы. И важна безопасность материалов. В «Опоре России» мы эти проблемы как раз обсуждаем. 

- Расскажите подробнее о Вашем участии в общественной организации как руководителя и о том, чем «Опора России» помогает местным бизнесменами, в том числе строителям.

- Однажды я сам вступил в общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России». В апреле 2023 года меня выбрали председателем томского регионального отделения, тогда у нас насчитывалось около 70 человек. С тех пор мы выросли по численности раза в 3 и собираемся расти дальше, чтобы сообщество предпринимателей лучше слышали. Мы общаемся с губернатором, мэром, департаментами, являемся своего рода мостиком между властями и бизнесом. Я могу лоббировать через власть волнующие вопросы и призывать к развитию региона, к совершенствованию законодательства, в том числе градостроительного.

Есть и еще один важный аспект – он, скорее, личный. Мне интересно находиться в «Опоре России» и потому, что там много единомышленников. Ведь, когда ты занимаешься саморазвитием, часть окружающих тебя не понимают, круг общения сужается. Я нашел подходящее для себя общество, в итоге с поддержкой делаю то, что мне нравится, и в общественной деятельности, и в бизнесе. О колесе баланса сейчас говорят многие. Этим вопросом я занялся еще в свой «столярный» период, когда почувствовал перенапряжение из-за работы, что сказывалось на здоровье. Начал перестраивать жизнь так, чтобы бизнес-направления пересекались со всем остальным, что мне по душе. Теперь в балансе и нужное окружение, и сама сфера деятельности – градостроительство, и образование у меня подходящее. Кроме того, в проекты я вписываю другие важные для себя направления: семья, путешествия, спорт, самочувствие, личное интересы и саморазвитие, инвестиции – все взаимосвязано.

- Вы не раз затронули семейные ценности. Хотелось бы Вам в будущем передать своим детям весь накопленный опыт в сфере строительства, Ваши идеи по улучшению комфорта жизни томичей?

- Я бы этого хотел. Моему сыну пока меньше года. Балансировать внимание и уделять его семье удается, ведь у меня ненормированный рабочий день. Иногда заезжаю домой днем, занимаюсь ребенком. Хочу в будущем научить его многому, передать свои знания, потому что я немало читаю и накапливаю важную информацию. Если получится, сын станет продолжателем общего дела и будет опираться на опыт не только мой, но и моего отца. Он, хоть и на пенсии, но продолжает работать в цехе, занимается резьбой по дереву, изготавливает наличники в рамках проекта «Дом за рубль». Дедушка у нас - один из оставшихся мастеров, который может нарезать это все вручную быстро и красиво.

- Николай, какими Вам видятся дальнейшие перспективы в случае, если удастся реализовать задуманные проекты?

- Двигаться вперед реально, если подключатся власти и в тандеме начнем идти в нужном направлении. Когда я протестирую свою модель, не остановлюсь на Томске. Собираюсь транслировать и масштабировать идею улучшения условий жизни людей. В будущем можно будет объединиться с кем-то более опытным в этой области. Например, с тем же Курбацких начать совместно строить совершенно новые, ультракомфортные микрогорода. 

Реклама. Индивидуальный предприниматель Прытков Николай Викторович
ИНН 701742105474
Erid: LjN8KVdr3

поделиться

поделиться


Популярное